Последние новости   Украина   Россия   В мире   Опросы и голосования   Обсуждения   Задать вопрос   Реклама на сайте   Украинское зеркало NR2.Ru   Установить метабар NR2.Ru   Мобильная версия

Публикации за 06.04.07

РИА Новый РегионНаука

Архив

Всемирный потоп может повториться?  06.04.07 15:53

Обсудить (3)

Мобильная версия

Москва, Апрель 06 (Новый Регион, Ольга Панфилова) – Ученые раскрыли тайну Всемирного потопа. Исследователи утверждают, что это не просто библейская легенда, а реальной событие, которое произошло в глубокой древности, пишет в пятницу «Комсомольская правда».

Существует много гипотез, откуда на Земле взялась вода для столь катастрофического и глобального затопления. В океан мог упасть астероид или комета, которые вызвали колоссальное цунами. Или льды растаяли от глобального потепления, и все кругом затопило. Или, наоборот, похолодало – лед перекрыл реки, вытеснил оставшуюся в океанах воду, уровень которой катастрофически поднялся. А некоторые ученые даже доказывают, что сместилась ось планеты и от этого по суше прошелся водяной вал высотой в несколько километров.

Однако до недавнего времени не существовало серьезных научных данных, на которые можно было бы опереться в предположениях. Теперь они получены – ученые обнаружили внутри планеты целые океаны.

Земля опутана сетью сейсмографов – приборов, которые регистрируют землетрясения, вычерчивая их характеристики – сейсмограммы. Сравнивая записи, сделанные в разных районах, можно проследить, как волны от ударов стихии распространяются в земной коре и мантии. Вот этими данными, собранными за много лет, и воспользовались американские исследователи – Майкл Вайсейшн, профессор сейсмологии Вашингтонского университета (Сент-Луис), и его студент-дипломник Джесси Лоуренс, ныне работающий в Калифорнийском университете (Сан-Диего). Всего они изучили 600 тысяч сейсмограмм. Результаты их обработки, обнародованные в феврале, потрясли ученых, потому что демонстрировали: по крайней мере в двух местах – под восточной частью континента Евразия и под Северной Америкой – располагаются огромные резервуары воды.

«Об этом свидетельствует картина затухания продольных сейсмических волн, – говорит профессор, – она характерна именно для воды».

Ученые составили трехмерную модель прозондированных недр и уверяют: воды там не меньше, чем в Северном Ледовитом океане. Расположена она на глубинах от 1200 до 1400 километров.

Директор Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского (Геохи РАН), академик Эрик Галимов назвал гипотезу Вайсешна «вполне правдоподобной». А чуть раньше – примерно в середине прошлого года – морскую воду под поверхностью Земли обнаружили английские ученые из Манчестерского университета. Распознали ее следы в углекислом газе, вырывающемся с глубины около 1500 километров. Но им тогда не поверили, даже после статьи в авторитетном журнале Nature.

Как вода попала внутрь Земли, точно не известно – не исключено, что образовалась вместе с планетой. Однако многие исследователи полагают: периодически глубинная вода выходит на поверхность. И наоборот, океанская – та, что снаружи, – просачивается вглубь. Говоря научным языком, объем земной гидросферы может меняться. Скорее всего, от подвижек в коре и мантии планеты.

Кстати, на дне океана есть странные дырки, из которых ключом бьет вода с температурой в 400 градусов. Их называют «черными курильщиками». Возможно, «подтекает» та самая вода изнутри.

Не исключено, что в глубокой древности подземные резервуары основательно прорвало. И началось катастрофическое извержение горячей соленой воды с паром. Уровень Мирового океана поднялся, а сверху от сконденсированного пара еще и ливень хлынул – на 40 дней и 40 ночей. Вот и получился Всемирный потоп. А потом воду засосало обратно внутрь.

Это значит, по крайней мере теоретически, что подобное катастрофическое явление может повториться, пишет издание. Вайсешн пугает, что ниже обнаруженных им океанов – в тех областях земной мантии, которые еще не обследованы, – тоже есть вода. Ее объем, по оценкам профессора, может в пять раз превышать емкость всех наружных океанов.