Последние новости   Украина   Россия   В мире   Опросы и голосования   Обсуждения   Задать вопрос   Реклама на сайте   Украинское зеркало NR2.Ru   Установить метабар NR2.Ru   Мобильная версия

Публикации за 06.04.12

РИА Новый РегионЕкатеринбург

Архив

«Железнодорожная горячка» и ее последствия – спецпроект «НР»  06.04.12 12:04

Обсудить

Версия для печати

Мобильная версия

Москва, Екатеринбург, Апрель 06 (Новый Регион, Ольга Тарасова) – РИА «Новый Регион» продолжает спецпроект «Эволюция Российских железных дорог». В честь 175-летнего юбилея отрасли мы подготовили для своих читателей рассказ об истории зарождения в России железнодорожного движения и его последующего развития. Первая часть проекта была посвящена предтече российских магистралей – Царскосельской железной дороге и первой регулярной линии Санкт-Петербург – Москва. Теперь же мы расскажем о том, как железные дороги стали окутывать сетями всю Россию и когда появилось первое Министерство путей сообщения.

Крымская война дала понять: железная дорога – необходимость

Развитие транспортной сети для перевозки грузов в середине XIX века стало одной из актуальных проблем. Из-за отсутствия удобных путей сообщения отдельные районы России были разобщены, что превращало перевозку товаров в трудное и дорогое дело. На суше основными путями сообщения были на то время грунтовые дороги, проезд по которым в период осенних и весенних распутиц был практически невозможен. Водные же пути сообщения можно было использовать всего полгода: с момента вскрытия рек и до наступления ледостава. Поэтому необходимостью стало создание разветвленной железнодорожной сети.

Начало железнодорожной сети общероссийского значения положило открытие в 1851 году магистральной Петербург-Московской железной дороги. Но для дальнейшего строительства необходимы были не только большие денежные средства, но и достаточно мощная промышленность, способная производить в нужном количестве рельсы, локомотивы, вагоны и прочее оборудование.

Несмотря на то, что деловые круги пытались начать строительство железных дорог в центральной части страны, 15 февраля 1851 года решено было начать строительство линии Петербург – Варшава. Уже осенью 1853 года открылось движение поездов на участке Петербург – Гатчина протяжением 45 километров. Тогда же предстояло построить первый в стране металлический железнодорожный мост через реку Лугу.

Вскоре из-за Крымской войны правительству России пришлось признать: железные дороги – это не роскошь, а необходимость, поэтому 26 января 1857 года был издан Высочайший указ о создании первой сети железных дорог. Созданное по указу Главное общество российских железных дорог на долгие годы становится единственным крупным строителем рельсовых путей в России.

Вскоре – к 1862 году – запустили поезда по дорогам Петербург – Варшава и Москва – Нижний Новгород. Главноуправляющим путями сообщений был назначен Павел Петрович Мельников. Именно ему принадлежит разработка первого перспективного плана сооружения сети железных дорог в России. После доработки план рассмотрело правительство, и 23 апреля 1865 года он был высочайше утвержден, получив силу закона. В соответствии с ним намечалось построить новые линии общей протяженностью 7 117 километров. Именно эти 7 тысяч километров железных дорог впоследствии создали основу всей железнодорожной сети России, обеспечив смешанные железнодорожно-водные перевозки в европейской части страны.

«Железнодорожная горячка» и строительство Транссиба

Министерство путей сообщения в России появилось в 1865 году из преобразованного Главного управления путями сообщений и публичными зданиями. Тем самым, государство признало лидерство железных дорог в транспортной системе Рос­сии. Первым министром путей сообщения стал Павел Петрович Мельников.

Министерство продолжило создавать сеть железных дорог. Линия Москва – Курск открылась для пассажирского и товарного движения в сентябре 1868 года, далее была запущена Рязано-Козловская линия. К этому времени уже широко эксплуатировались Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская и Московско-Ярославская дороги. Доходы этих линий неуклонно росли. С 1867 года в связи с успехами в строительстве и эксплуатации рельсовых путей началась настоящая «железнодорожная горячка». Появились сотни предпринимателей, желавших получить железнодорожные концессии. Правительству оставалось только выбирать из них наиболее подходящие.

Решение о строительстве первой на Урале горнозаводской линии было принято в начале 70-х годов. Это была железная дорога Пермь – Чусовская – Кушва – Нижний Тагил – Екатеринбург, которая была нужна, чтобы «дать возможность заводам удобно и безостановочно продвигать сырые материалы и доставлять свои произведения в Пермь для дальнейшего их сплава по Каме и Волге к торговым пунктам». Уральскую Горнозаводскую железную дорогу длиной 515 километров открыли в 1878 году. Впоследствии ее продолжили до Тюмени, расположенной на судоходной реке Туре.

Далее достижения железнодорожников стали еще более заметными: стало строиться все больше мостов, дорог через пустыни и реки. В частности, в 1880 году достроили самый протяженный в Европе железнодорожный мост через Волгу у Сызрани (1420 метров). Тогда же впервые в мировой практике начали сооружение Закаспийской железной дороги через песчаную пустыню. Самый протяженный в России Сурманский тоннель достроили десятью годами позже. Тоннель длиной 4 километра располагался на высоте 923 метра над уровнем моря.

К 1892 году общая протяжённость железных дорог в стране превысила 32 тысячи километров. В стране стали открывать железнодорожные школы и технические училища. При учебных заведениях и управлениях дорог создавались библиотеки, которые вели в регионах большую просветительскую работу.

О строительстве великой Трассибирской магистрали задумались в конце XIX века. Государство понимало, что необходимо осваивать природные богатства Сибири и Дальнего Востока, поэтому решено было проложить линию от Челябин­ска до Владивостока. Предполагалось, что дорога будет не сплошной, а смешанной, водно-железнодорожной. В 1891 году началось ее строительство.

В период постройки Великий Сибирский путь для удобства была поделен на участки. Так получились Западно-Сибирская, Средне-Сибирская, Кругобайкальская, Забайкальская, Китайско-Восточная, Амурская и Уссурийская железные дороги. Общая длина намечавшейся к сооружению железной дороги составляла 7 112 верст.

Проектирование, строительство и эксплуатация первого пути Транссиба охватывает почти 18-летний период времени, при этом часть железнодорожного пути была проложена на территории Китая.

Одним из самых сложных и самых красивых мест Транссиба стала Кругобайкальская железная дорога. На этом сравнительно небольшом участке было построено около 500 искусственных сооружений, в том числе 39 тоннелей, а также уникальное здание вокзала на станции Слюдянка, выстроенное из мрамора.

В качестве дополнительных подходов из европейской части России к Транссибу проложили линию Екатеринбург-Челябинск, а позже – путь от Перми до Котласа через Вятку.

С сооружением Великого Сибирского пути поднялась экономическая и политическая мощь Российского государства. Железные дороги принесли жизнь в дальние необжитые края, к достижениям цивилизации были приобщены огромные территории.

Ссылки по теме:

Вокзал в России раньше был увеселительным заведением >>>

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Рубрики:

Екатеринбург / Общество / Россия / Уральский

Подписка на рассылку Если Вы заметите ошибку в тексте, выделив её, нажмите Ctrl-Enter,
чтобы отослать информацию редактору
Loading...

Календарь событий

<<  Апрель 2012  >>
пвсчпсв
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Полностью за 06.04
Архив публикаций

Что лучше разместить на Плотинке вместо олимпийских часов?

Краснознаменную группу

Памятник группе «Чайф»

Памятник святой Екатерине

Памятник Петру Первому и Екатерине Великой

Колесо обозрения

Смотровую площадку

Обелиск Европа-Азия

Скульптуру «Маска Скорби»

Лучше оставить площадку пустой


Результат опроса

DirectAdvert
GlobalTeaser
24Smi.org
SelectorNews
Новости Мира
СМИ2
MarketGidNews
Владелец и правообладатель проекта «NR2.Ru»: © News Agency NR2 NEW RUSSIA L.P. Version 5.0 «NR2.Ru». Версия 5.0, август 2004-2013. Информация
Правовые ограничения: Согласно договора между © News Agency NR2 NEW RUSSIA L.P. и гражданином Российской Федерации Щетининым А.К., на сайте «NR2.Ru» публикуются материалы независимых журналистов, как резидентов РФ, так и имеющих другое гражданство (проживающих и работающих за пределами РФ), российских и зарубежных электронных периодических изданий, с которыми имеются соответствующие договоры – в том числе зарегистрированного в Российской Федерации средства массовой информации (СМИ) «Новый Регион» (свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС 77-20649 от 30.05.2005 г., учредитель: ЗАО «Информационные Технологии», адрес учредителя: 123007, г. Москва, 2-й Силикатный проезд, д. 8).
Доля на сайте «NR2.Ru» материалов зарегистрированного в РФ СМИ «Новый Регион», с указанными выше реквизитами, составляет не более 15% от общего объёма публикуемой информации.
Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте «NR2.Ru», охраняются в соответствии с законодательством РФ и международным правом.
Допускается цитирование материалов «NR2.Ru» без согласования с © News Agency NR2 NEW RUSSIA L.P. и Щетининым А.К. не более 50% от объема оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал «NR2.Ru», до или после цитируемого блока.
Распространяется бесплатно.
Редакция «NR2.Ru» не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Адрес редакции «NR2.Ru»: 84 Park Road, Rosyth, KY11 2JL, Scotland, United Kingdom, UK
Телефон: +441315100214. Факс: +448082801625. E-mail: msk (енотовидная собака] nr2.ru
Адрес уральской редакции: Екатеринбург, пр. Ленина, 69, подъезд 3, офис 1.
Телефоны в Екатеринбурге: +7 (343) 380-23-37, +7 (343) 380-23-37.
Факс: +7 (343) 380-23-38. E-mail: ekb (енотовидная собака] nr2.ru
При использовании информационных материалов ссылка на «NR2.Ru» обязательна.
Категория информационной продукции: 18+
© Трансрегиональная медиа-группа «NR2.Ru», 2004-2013. Концепция, дизайн, HTML, CSS, Scripts
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
bigmir)net TOP 100 Яндекс цитирования